Города: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Невинномыск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара.
 
Специфика рынка металлоторговли такова, что большинство компаний-участников представляют собой распределенные сети филиалов, складов, сервисных центров, производств и других, более мелких бизнес-единиц. На определенном этапе развития компании централизованное управление такими структурами становится крайне затруднительным. Информационный кризис превращается в кризис управления – первые симптомы «болезни роста» очень быстро перерастают в настоящую головную боль для руководства динамично развивающихся холдингов. Рынок металлоторговли вошел в стадию стабилизации, и вместо задач по скорейшему совершению сделок на первый план вышла задача повышения эффективности управления и оптимизации бизнес-процессов.

Только комплексный подход к решению задачи позволяет связать воедино все управленческие звенья, наладить эффективный документооборот, создать условия для модернизации внедренных технологий без лишних затрат на установку нового оборудования, инсталляцию нового программного обеспечения и обучение персонала. Металлотрейдеры, выбравшие этот способ решения своих управленческих проблем, стали приглашать к сотрудничеству те IT-компании, чьи технологии соответствовали концепции единой корпоративной информационной системы (КИС), особенно актуальной для распределенных структур.

Примером реализации инновационных решений по управлению крупной компанией, бизнес-единицы которой находятся на значительном расстоянии друг от друга, является совместный проект группы компаний «Комтех» и компании ITLand.

Структура компании включает в себя управляющую компанию, региональные отделения (филиалы), представительства на производственных предприятиях, отдельные сервисные центры и оптовые склады. Обладая такой сложной разветвленной структурой, компания на определенном этапе развития столкнулся с рядом информационных проблем, таких как разрозненность финансовой и управленческой информации; запаздывание поступающих из отдаленных филиалов данных с вытекающими затруднениями в принятии оперативных решений; несбалансированность информационных потоков.

Для реализации проекта по повышению эффективности управления была создана проектная группа, в которую вошли сотрудники финансового, IT и коммерческого департаментов «Комтех», а также специалисты компании ITLand. После всестороннего анализа проблемной области проектная группа разработала и предложила к реализации систему поддержки управления распределенной компании, главными составляющими которой стали технология внутреннего трансфертного ценообразования и методология управления с помощью бизнес-единиц.

Инновация состояла в том, что внутреннее трансфертное ценообразование, давно и успешно применяемое в банковской сфере, практически не использовалось в промышленности и торговле. Суть данной технологии такова: между подразделениями одной компании происходят взаиморасчеты и купля-продажа ресурсов по установленным внутренним ценам. Таким образом, формируется микромодель большого рынка, повторяющая его законы, в частности, принцип конкуренции и выживании сильнейших, принцип перераспределения доходов, принципы маркетинга и так далее.

Механизм внутреннего трансфертного ценообразования позволяет объективно оценивать эффективность работы подразделений холдинга и стимулирует их к здоровой конкуренции между собой.

Управление с помощью бизнес-единиц (Business Unit Management) является альтернативой традиционному бюджетированию. Эта технология также устанавливает внутренние рыночные отношения, позволяя каждой бизнес-единице получать прибыль, исходя из результатов её собственной деятельности. В итоге у подразделений корпорации возрастает мотивация, в структуре остаются наиболее работоспособные единицы, а те подразделения, которые не в состоянии справиться с внутренней конкуренцией, подлежат реструктуризации или же ликвидируются.

Обе технологии дополняют друг друга, поэтому проектной группой было принято решение объединить их в единую концепцию.

Комплексное решение стратегической задачи по созданию единой информационной системы управления на предприятиях «Комтех» состояло из нескольких этапов. На первом этапе была разработана базовая единая концепция сбора и консолидации управленческих и финансовых данных. В ее основные положения вошли:
  • Единая схема бизнес-процессов региональных компаний;
  • Единая методология учёта хозяйственных операций предприятий по единому управленческому плану счетов (с учётом отраслевой специфики отдельных подразделений корпорации);
  • Единый управленческий план счетов (разработанный с учётом специфики "распределённого", в том числе и по нескольким странам, предприятия);
  • Методология внутрикорпоративного документооборота.
На следующих этапах проекта решались такие задачи, как:
  • Усовершенствование единой корпоративной информационной системы посредством внедрения технологии внутреннего трансфертного ценообразования и методологии управления с помощью бизнес-единиц;
  • Собственно реализация разработанных концепций и механизмов, а также корректировка и доработка концепций и механизмов по результатам экспериментальной эксплуатации;
  • Обучение штата сотрудников руководящих, финансовых, коммерческих и информационных подразделений корпорации
  • Внедрение разработанных методологии и технологий на всём информационном пространстве компании и дальнейшая поддержка их эксплуатации.
Отдельного упоминания заслуживает решение задачи по поддержке трёхвалютного учёта (ведение финансового учёта всех транзакций в трёх валютах одновременно – в валюте операции, национальной валюте и корпоративной валюте) внутри распределенной компании.

Так как в ходе проекта возникла необходимость быстрой разработки мощного и уникального управленческого функционала, в качестве базовой платформы программного обеспечения было выбрано семейство программ «1С:Предприятие». Такое решение было обусловлено следующими факторами:
  • Платформа "1С:Предприятие" на текущий момент является лучшей по соотношению "цена/функционал";
  • Семейство программ "1С: Предприятие" обеспечивает более высокую скорость разработки программного обеспечения, нежели другие технологические платформы и языки высокого уровня;
  • Технологические ограничения платформы после выпуска на рынок пакета "1С: Предприятие 8.0" перестали быть серьёзным препятствием в реализации сложных распределённых систем, в которых большое количество активных пользователей обрабатывает значительные объёмы данных.
Для разных уровней архитектуры было решено использовать следующие программные комплексы:
  • Нижний уровень "Управленческий учет торгово-производственной деятельности". На данном уровне решаются задачи планирования и учета операционной деятельности на предприятиях компании, а так же подготовка информации для дальнейшей консолидации.
  • Средний уровень "Финансовый учёт по единому управленческому плану счетов". На данном уровне решаются задачи реорганизации данных для дальнейшей консолидации, а так же задачи бюджетирования и казначейских функций отдельных бизнес-единиц.
  • Верхний уровень "Консолидация данных по группе компаний". Решение для поддержки управленческих решений на уровне управляющей компании.
В рамках проекта были разработаны и внедрены следующие программные продукты:
  • Программный комплекс, реализующий управленческий учет торгово-производственной деятельности, финансовый учёт, задачи казначейства и бюджетирования. Надстройки, реализующие механизмы прозрачного обмена данными и экспорта данных в центральную учётную систему. Уникальное решение создано на базе платформы "1С:Предприятие 7.7".
  • Программный комплекс, реализующий сбор данных, подготовленных системами первого и второго уровней, консолидацию данных, их хранение в единой информационной базе и представление в виде, оптимальном для задачи поддержки принятия управленческих решений. Уникальное решение создано на базе платформы "1С:Предприятие 8.0".
  • Некоторое количество сервисных инструментов, обеспечивающих мониторинг процесса сбора и консолидации данных, проверку целостности данных, выявление конфликтных ситуаций, ошибок ввода, и так далее.
В процессе разработки были максимально использованы преимущества пакета "1С:Предприятие 8.0", а именно:
  • Простота организации сложного многокритериального учёта (сложная учётная структура реализована относительно простой физической структурой данных).
  • Высокая скорость разработки.
  • Встроенная поддержка процесса групповой разработки.
  • Трёхзвенная архитектура платформы обеспечивает быструю обработку значительных (порядка нескольких тысяч проводок на один документ) объёмов данных.
  • Встроенные универсальные механизмы отбора, сортировки и представления данных.
Анализ результатов, достигнутых в ходе проекта разработки и внедрения корпоративной информационной системы, можно выделить два ключевых достижения:
  • Существенное повышение качества управленческих решений и разделение ответственности за принятие решений, чему способствуют полнота, оперативность и правильное представление информации.
  • Повышение информационной связности компании, т.е. исключение класса ситуаций, при которых действия одного подразделения не влияют на информационное поле других подразделений и руководства корпорации.
Руководство группы компаний «Комтех» высоко оценило результаты проекта и профессионализм специалистов ITLand. О.В. Евстафьева, финансовый директор «Комтех»:

«По завершению проекта на предприятиях "Комтех" нами были достигнуты следующие результаты:
  • Оперативное, полное и сбалансированное представление информации из распределенных предприятий компании, вследствие чего существенно повысилось качество управленческих решений и произошло разделение ответственности за их принятие;
  • Установление единого информационного поля внутри корпорации привело к значительному повышению уровня взаимовлияния между подразделениями «Комтеха»;
  • Внедрение технологии трансфертного ценообразования и методологии управления с помощью бизнес-единиц позволило объективно оценивать эффективность деятельности подразделений группы компаний».